Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

16 января 2016 г.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ В ЦЕРКОВНОЙ ОБЩИНЕ

Доклад игумена Силуана (Роубо), настоятеля Свято-Георгиевского храма села Георгиевское, руководителя Епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизма на II Рождественских епархиальных образовательных чтениях Кинешемской епархии.


Что не является церковной реабилитацией наркопотребителей
  1. На приходе проживают несколько наркозависимых молодых людей, но при этом с ними не проводится специальной работы по преодолению зависимости.
  2. В монастыре или при храме дают приют группе наркозависимых ребят, поселив их вместе с трудниками на задворках обители или прихода.
  3. Группа наркозависимых живет отдельно от трудников в монастыре или в некотором отдалении от монастыря, но ходит в монастырь на послушания и на богослужения.
Организация реабилитационного процесса
  1. Первичное консультирование.
  2. Дезинтоксикация.
  3. Мотивационный период (проводится в мотивационном центре – 1-3 мес.).
  4. Основной период церковной реабилитации. (проводится внутри церковных общин, приходских или монастырских – 12-18 мес.).
  5. Ресоциализация. (социальная гостиница, «дом на полпути» – до 2-3 лет.).
  6. Постреабилитационное сопровождение.
  7. Работа с родственниками.
Основные принципы церковной реабилитации
1. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины
2. Главенствующая роль священника в реабилитационной деятельности церковной общины
3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации

Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины
  • Реабилитант, вошедший как новый брат в жизнь церковной общины, члены которой причастны благодатной жизни и стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду.
  • Общение с воспитанником изначально строится на обращении более к его сердцу, чем к уму.
  • Во время реабилитации подопечный получает возможность приобрести реальный опыт новой благочестивой (ценностно ориентированной) жизни.

Главенствующая роль священника в реабилитационной деятельности церковной общины
  • Особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенника.
  • Священник участвует в мотивационном, основном периодах реабилитации, и в периоде ресоциализации
  • Он, как пастырь, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов

Компетентность членов церковной общины, участвующих в реабилитации
1.Понимание природы зависимости
2. Знание процесса реабилитации наркозависимых людей
3. Владение информацией о существующей региональной системе поддержки

Традиционные духовные делания, являющиеся важными инструментами церковной реабилитации
  • Молитва церковная и келейная (домашняя)
  • Пост
  • Трудовые послушания
  • Индивидуальное духовное руководство реабилитанта духовником
  • Участие в Таинствах.

Некоторые из технологий церковной реабилитации
  • Реабилитационный процесс четко сконструирован по времени, по форме и по содержанию.
  • Реабилитация строится с учетом жизненной ситуации зависимого человека и социальной сети (семьи и иного социального окружения).
  • Целями реабилитации являются необходимость изменения поведения, достижение личностного развития человека.
  • Процесс реабилитации учитывает как важнейшее развитие у человека внутреннего контроля над своим поведением.

Командная работа позволяет преодолеть ограниченную компетентность каждого члена общины в реабилитационном процессе
  • Система нравственных координат базируется на общей ценностной платформе, что обеспечивает выработку и закрепление у реабилитантов христианских ценностных ориентаций.
  • Община совместно с реабилитируемыми образует единую систему, позволяющую оказывать взаимную помощь и поддержку.

Реабилитационный процесс подразумевает изменение и развитие как реабилитируемого, так и его окружения, в том числе воспитателей.
  • На определенном этапе выздоровления, реабилитанты вовлекаются в реабилитационных процесс как члены общины, выступая в качестве ролевых моделей для остальных реабилитируемых.
  • Реабилитационный процесс проводится в форме групповой работы и при этом сочетается с индивидуальным подходом к каждому реабилитанту.

Привлечь к реабилитационной деятельности церковные общины
«плюсы»:
  • легко положить начало реабилитации (духовное окормление);
  • многие церковные общины могут этой деятельностью заниматься;
  • высокое качество ремиссии у выпускников, поскольку ими усваивается христианская система нравственных ориентиров;
  • не требуется серьезных финансовых вложений для того, чтобы положить начало;
  • реабилитация бесплатная и в будущем может обходиться без дополнительного финансирования.
«минусы»:
  • реабилитация высокопороговая (если ей не предшествует мотивационная работа с наркозависимым);
  • небольшое количество воспитанников принимает одна община (на приходах до 10 человек);
  • трудно привлечь к реабилитационной работе в общине профессионалов (особенно на «глухих» приходах);
эти общины едва ли смогут в будущем рассчитывать на государственное финансирование.

.