Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

19 мая 2015 г.

Вопросы священнику: почему в храмах возглашается на ектении: "оглашении, изыдите!"

На вопросы отвечает заведующий канцелярией Епархиального управления, настоятель храма Вознесения Господня г. Кинешма иерей Роман Посыпкин

Скажите, почему в храмах возглашается на ектении: "оглашении, изыдите!", ведь, как общеизвестно, оглашенных в Русской Православной Церкви, как правило, не бывает?
Не считаете ли Вы это анахронизмом, который следует изживать из Церкви? Ведь то, что не несет никакого смысла, обычно называют "словесным мусором", а "мусору" не место в православном богослужении.
Антон.

"Помолитесь, оглашенные, Господу", - каждый день за Божественной литургией произносит диакон или священник.  Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С. И. Ожегова дает понятию "оглашенный" толкование "ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно". Разве место таким в храме? В церковнославянском языке глагол "оглашать" значил "изустно наставлять в первоначальных истинах веры", а прилагательное "оглашенный" имело смысл "желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам".
Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова... В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры. Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения - Таинстве Евхаристии - вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее "литургия оглашенных". Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных. Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных? Дореволюционная "Настольная книга священнослужителя" говорит: "В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные... В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине.