Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

29 октября 2012 г.

Вопросы священнику



На вопросы
отвечает руководитель Миссионерского отдела Епархии,  настоятель
прихода святителя Василия Кинешемского г. Кинешма  протоиерей Димитрий Сазонов



В Троицко-Успенском соборе собирается много прихожан и к сожалению не все ведут себя подобающим образом: галдят, шумят, разговаривают между собой прямо во время службы. Почему священники их не оговаривают и не говорят на проповеди как себя нужно вести в церкви? Видел только, как владыка Иларион сделал замечание двум женщинам, которые шумели. Почему остальные священники не берут с него пример? Николай



Уважаемый Николай! Надеюсь, что затронутая в Вашем письме тема будет для многих поучительна. Считаю, что, чтобы избежать опасного пути пренебрежения к святости храма, о котором Вы говорите, надо помнить, кто мы и для чего ходим в храм.
Всякий раз прежде, чем придти в храм Божий, предстать перед Богом с молитвой, нужно поразмыслить над тем, что ты хочешь сказать Богу, что хочешь Ему открыть. Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога. Придя в храм, надо посвятить все свое время молитве, а не тратить его на разговоры, пусть даже на благочестивые, или насущные темы. Будем помнить, что за разговоры в храме Господь попускает впасть в тяжкие искушения. Преподобный Амвросий Оптинский поучает: “Разговаривающим в храме посылаются скорби”. Приближаясь к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Можно мысленно произнести молитву: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем". Приходить в храм нужно за какое-то время до начала богослужения с таким расчетом, чтоб можно было успеть купить и поставить свечи к иконе праздника лежащей на аналое, в центре храма, перед Царскими вратами, к чтимому образу Божией Матери, иконе Спасителя. До начала службы надо постараться приложиться к иконам — не спеша, с благоговением. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то такое "благочестие" будет неуважением к святыне, а, кроме того, помешает молитве остальных и может стать причиной греха осуждения, которое по отношению к вам могут проявить другие прихожане. Делать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и очень деликатно. Если мы чувствуем, что без раздражения не сможем сделать замечание, лучше вообще воздержаться от этого, но про себя помолиться о вразумлении ближнего.

В с. Воздвиженье и в Иваново в храмах все иконы подписаны. Верующие всегда знают, какая перед ними иконы и не ищут в поисках по всему храму, когда хотят поставить свечку тому или иному святому. Почему в Троицко-Успенском соборе иконы не подписаны? Может, стоит перенять этот опыт? Сергей.

Уважаемый Сергей! Совершенно с Вами согласен. Но также считаю, что все иконы в храме невозможно подписать. В этом случае подойдет опыт более частого посещения данного храма.

У некоторых верующих возникает противоречие и смущение, когда они видят иномарки и джипы священников. Возвращаясь со службы, слышал разговор двух женщин о том, что вот нас просят подать на храм, а почему они сами не отдадут свои машины на благо Церкви. Теперь меня этот вопрос тоже не оставляет. Может, стоит автомобили ставить подальше от храма, чтобы прихожане не смущались? Николай.

Уважаемый Николай! Считаю, что Вы приходите в храм не слушать досужие разговоры и не смотреть за тем, кто живет лучше. Иисус Христос сказал: “Не судите, да не судимы будете” (Матф.7,1). Мы, люди, никогда не сумеем узнать до конца того, что скрыто в душе другого человека. Человек не должен судить о всей жизни ближнего с вынесением приговора, праведник он или грешник, потому что может ошибиться во время своего суда и в силу своей греховной природы может не до конца и не точно понять ближнего, которого осуждает. Только один Господь, Который без греха и Которому известны тайные намерения любого человека, может с состраданием и нежностью подойти к человеческой душе и без ошибки оценить поступки людей.

После смерти мужа у меня осталось множество церковных календарей. Не знаю, что с ними делать. Выкидывать неудобно. Подскажите что делать? Валентина

Уважаемая Валентина! Вышедшие из употребления календари можно отдать тому, кому они могут понадобиться - тем, кто не может купить себе иконы - их можно вырезать из календаря и наклеить на фанеру, затем, лицевую сторону покрыть лаком. Можно старые календари отдать неимущей бабушке, в детский дом, в сельскую библиотеку... Если календари никому решительно не нужны, их необходимо сжечь и пепел закопать в непопираемое ногами место или высыпать в проточную воду. Так же поступают с любыми изображениями Спасителя, Богородицы, святых, и священными предметами, испорченными, стершимися, которые почему-либо нельзя больше использовать.

Прочитал в прошлом номере газеты то, что вы рассказываете про Причастие. Сам никогда не причащался и не знаю, как это делается. Расскажите, как это сделать. В какой день можно прийти и в какое время? Слышал, что перед этим определенное время надо поститься. Заранее спасибо за ответ. Алексей

Уважаемый Алексий! Перед Таинством Причастия, или Евхаристии, которое совершается во время Божественной Литургии, обычно начинающейся в 8 или 9 часов утра, в зависимости от богослужебного расписания данного храма следует прийти на Вечернее богослужение (накануне) и Исповедь. Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в Таинстве Исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос. Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением. Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве. Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений. Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам. Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней. Для Причастия Вы можете выбрать любой день, но предварительно, ознакомьтесь с богослужебным календарем храма, в котором Вы будете причащаться Святых Христовых Таин.

Как  Православная Церковь относится к старообрядцам? Вроде как их даже не пускают в церковь и не продают им свечки. И еще в интернете пишут что свечки не продаются всяким магам и колдунам. Это правда? Если да, то почему? Получается, что старообрядцы приравниваются ко всяким колдунам? Извините, если что не так поняла. Светлана

Уважаемая Светлана! Ко всем людям надо хорошо надо относиться. Но, необходимо помнить, что старообрядцы являются раскольниками. Раскол - движение, возникшее в середине 17 в., в результате которого произошло отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона 1653-1656 и порвавших с Церковью. По суждению св. Киприана, быть христианином - значит принадлежать к видимой Церкви и подчиняться поставленной в ней от Бога иерархии…Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией." К тому же, надо иметь в виду, что единой старообрядческой Церкви не существует. Только иерархий как минимум две, существуют старообрядческие общины и без священства (безпоповцы). В 1971 году на Поместном Соборе нашей Церкви как знак расположения к старообрядцам в условиях, когда все верующие люди находились в стеснении в атеистическом государстве, было принято решение о снятии клятв, на придерживающихся старых обрядов. Снятие «клятв» не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с Православными Церквами. Свеча – символ молитвы возвышающейся к Богу. Невозможно давать свечи людям, употребляющим этот символ во зло. В контексте Вашего письма, колдуны и маги конечно не могут быть сравнимы со старообрядцами, верующими во Христа. Повторюсь, молитвенного общения со старообрядцами у православных нет.